2 апреля – международный день детской книги


Отмечается ежегодно в день рождения датского писателя-сказочника Ханса Кристиана Андерсена. Удивительно, но литература для детей зачастую приводила в восторг и взрослых. Сама королева Великобритании зачитывалась «Приключениями Алисы в Стране чудес» Л. Кэррола, наслаждаясь свободной игрой фантазии и юмора. Но и сказки никто не отменял и самым великим сказочником на все времена, наверное, останется Ханс Кристиан Андерсен.


denKnigiИстоки детской книги восходят к эпохе, когда в Англии появился печатный станок и в 1477 году У. Кэкстон выпустил первую книгу на английском языке. Среди его многочисленных изданий, которые наверняка привлекали детей, были басни Эзопа и забавный животный эпос «Роман о Лисе». Учебники стали интереснее, получили распространение буквари и азбуки.
В 1658 году чешский священник и педагог Я. А.Коменский опубликовал первую книгу с картинками для детей Orbis Sensualium Pictus («Мир чувственных вещей в картинках») – учебник на латыни с гравюрами.
Другой вехой в издании книг для детей стало появление в 1744 году «Карманной книжицы» Д. Ньюбери, призванной «наставлять и развлекать» юного читателя.
На протяжении XVII века детей обучали в духе пуританских верований; круг детского чтения в основном сводился к Библии, хотя печаталось немало предназначенных для детей книг религиозного содержания.
В XVIII веке у детей появилась возможность выбирать книги по вкусу. Два великих «взрослых» романа, «Робинзон Крузо» (1719 г.) Д. Дефо и «Путешествия Гулливера» (1726 г.) Дж. Свифта в адаптированном виде идеально подходили для детского чтения. В то же время и детей и взрослых одинаково привлекали дешевые издания народных сказок, баллад и преданий, заимствованных из устной традиции. Собрание увлекательных волшебных восточных сказок «Занимательные арабские ночи» включало «Аладдина», «Али-Бабу и сорок разбойников» и «Семь путешествий Синдбада-Морехода».
Начало XIX века было отмечено появлением непревзойденных немецких народных сказок, опубликованных братьями Гримм; для детей это стало настоящим праздником. Датчанин Х.К.Андерсен перерабатывал для детей народные сказки и писал собственные. Выпущенные на английском языке в 1846-м такие сказки Андерсена, как «Гадкий утенок» или «Русалочка», сразу полюбились детям.
Сборник «Сказки, рассказанные для детей» (Eventyr, fortalte for born, кн. 1-3, 1835-1837 гг.), где появилась «Русалочка», «Огниво», «Принцесса на горошине», «Новое платье короля», вызвал разноречивые отклики в датской критике, которая не смогла понять новаторства Андерсена, преобразовавшего жанр литературной сказки, пользовавшийся большой популярностью в эпоху романтизма. Автору указывали, что его произведения слишком легковесны для взрослых и недостаточно назидательны, чтобы послужить воспитанию детей.
Решение посвятить себя сказкам Ханс Кристиан Андерсен принял лишь в середине
1840-х годов, регулярно с этого времени печатая сборники, которые назывались просто «Сказки». Писателю было ясно, что его аудиторию должны составлять и юные, и взрослые читатели, нередко он писал именно для взрослых («Тень», «Колокол»).
По обе стороны Атлантики дети зачитывались романами В. Скотта, прежде всего «Роб Роем» (1817 г.), «Айвенго» (1819 г.) и «Талисманом» (1825 г.), находя в них романтику и приключения.
Начало золотого века детской литературы относится к середине XIX века, когда все, наконец, признали, что детям, помимо учебников и религиозных сочинений, требуются и собственные книги. Кроме того, набирало силу движение за всеобщее обязательное образование и уровень грамотности среди детей, включая и принадлежащих к низшему классу, повышался. Так что само время располагало к возникновению литературы, предназначенной исключительно для детского чтения.
По счастливому стечению обстоятельств, творчество ряда самых блистательных авторов, создававших книги для детей, приходится на вторую половину XIX века и, прежде всего, нужно назвать Л. Кэрролла: он не был первым по времени, но, подобно сияющему метеору, преобразил небосклон детской литературы. Огромный резонанс его книг «Приключения Алисы в Стране чудес» (1865 г.) и «Сквозь зеркало и что там увидела Алиса» (1872 г.) приписывали полному отсутствию в них познавательного материала и свободной игре фантазии и юмора, которые предшествующая литература, входившая в круг детского чтения, практически не знала.
Книги для девочек, пользовавшиеся большим успехом, создавали несколько преданных своему делу романисток. В области приключенческой литературы для мальчиков и по сей день остается популярнейшей классической книгой «Остров сокровищ» (1883 г.) Р.Л.Стивенсона.
Роман Г. Хаггарда «Копи царя Соломона» (1885 г.), повествующий о трех друзьях, отправившихся в Африку на поиски алмазов, затерянного племени и пропавшего товарища, поражал читателя экзотикой.
Взрослые и подростки с одинаковым удовольствием читали рассказы о великом сыщике Шерлоке Холмсе Конана Дойля. В приключенческом жанре выступал и Майн Рид, из книг которого наибольшую любовь снискали «Юные путешественники» (1853 г.) и «Всадник без головы» (1866 г.).
В 1894 году Р. Киплинг выпустил для детей «Книгу джунглей», в которую вошли истории о воспитанном волками мальчике Маугли. За ней последовали «Просто сказки» (1902 г.), построенные как истории-ответы на вопрос «Почему?».
Два сборника литературных сказок, написанных в его неподражаемом стиле, опубликовал О. Уайльд: «Счастливый принц и другие истории» (1888 г.) и «Гранатовый домик» (1891 г.).
В 1876 году вышли в свет «Приключения Тома Сойера» Марка Твена, который был наделён даром безошибочно чувствовать радости и горести детского возраста. Один из признанных шедевров американской литературы «Приключения Гекльберри Финна» (1884 г.) – серьёзнее по тону, ведь речь идет об осуждении рабства, но и в этом романе события даны сквозь призму твеновского юмора.
В области фольклора самым значительным явлением стали записанные Дж.Ч.Харрисом (1848-1908 гг.) рассказы и сказки дядюшки Римуса – образцы устного творчества чернокожих на местном диалекте; наибольшей известностью пользуется сказка «Братец Кролик и смоляное чучелко».
Заметное влияние на детскую литературу XIX в. оказали три европейских писателя. Француз Жюль Верн был «отцом» научной фантастики. Его самый знаменитый роман «Двадцать тысяч лье под водой» – соединение научной информации с приключенческим сюжетом – покорило молодых читателей новизной и занимательностью. Итальянец К. Лоренцини, известный под псевдонимом Карло Коллоди, создал произведение на все времена – «Приключения Пиноккио» (1883 г.), историю марионетки, которой лживость не дает превратиться в живого мальчика. Книга швейцарской писательницы Йоханны Спири «Хайди» (1881 г.) тоже из классического ряда; в ней рассказано о сиротке, которой достается хлебнуть горя, пока её, наконец, не возвращают к дедушке в любимые горы.

inmoment.ru

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *