БАБУШКА МОЗЕС И ЕЕ КАРТИНЫ

Untitled-33 copyМожно ли стать знаменитостью на девятом десятке лет, если раньше о тебе никто не слышал?
Можно ли стать выдающейся художницей, если робко берешь в руки кисть в семьдесят шесть лет?
Кто-нибудь из вас слышал про бабушку Мозес – американскую художницу-самоучку? История её жизни – это удивительный путь к искусству.

Одна из самых известных художниц Америки, Бабушка Мозес, не училась в школе, не заканчивала художественную академию, у неё не было учителей. Свой жизненный путь эта удивительная женщина начала обычной крестьянкой.
Анна Мэри Мозес, урождённая Робертсон, родилась 7 сентября 1860 года в семье фермера в штате Нью-Йорк. С 12 лет работала прислугой у более зажиточных соседей. С этих лет главный смысл её жизни заключался в зарабатывании на кусок хлеба.
Замуж Анна Мэри вышла довольно поздно по тем временам – в 27 лет! В то время девицы в таком возрасте уже считались безнадёжными старыми девами, утратившими все шансы хоть на какое-то семейное счастье. Избранником будущей известной художницы стал Томас Мозес, такой же безнадёжный бедняк и наёмный рабочий, как и она.
Целых 18 лет потребовалось паре Мозес, чтобы заработать денег на покупку собственной небольшой фермы в родных местах.
Untitled-34 copyШёл 1905 год. Анне 45 лет, из них 33 года – упорного труда на чужих фермах, 10 родов, пять похороненных детей, впереди – по-прежнему тяжёлый сельский труд от зари до зари, но уже на собственной ферме. Где уж тут картины рисовать…
В 1927 году Анне исполнилось 67 лет, и она стала бабушкой. В том же году умер её муж Томас, и его место управляющего фермой занял их младший сын. Работы у Анны значительно уменьшилось, появилось много свободного времени, которое нужно было чем-то занять. Анна принялась вышивать.
Вышивала бы бабушка Мозес и дальше, но артрит лишил её этой возможности. По совету дочери, Анна взяла в руки кисть и стала рисовать…
Untitled-35 copyСо слов бабушки Мозес, рисовать она любила с детства, но времени на это увлечение у неё не было. Свои картины миссис Мозес собиралась дарить родственникам и друзьям на праздники, чтобы не тратиться на подарки. Сюжеты её картин были наивны и милы. Идеальные фермы, деревенские бытовые сценки – многофигурные, похожие на детские картинки. Особенно ей удавались зимние и летние пейзажи.
Так и осталась бы Анна Мэри безвестной крестьянкой, если бы в один серый февральский день 1939 года (Анне 78 лет!) нью-йоркский инженер Луис Калдор, работавший в тех местах и бывший известным коллекционером произведений искусства, не прошел случайно мимо одной аптеки и не глянул на окно витрины, за которым висели в рамках две картины, изображавшие местный пейзаж в стиле примитива. Инженер открыл дверь аптеки.
Untitled-36 copy«Чьи это картинки выставлены в вашей витрине?» – спросил он хозяина. «Да есть тут у нас одна странная бабуля. Она рисует и всем дарит свои картинки. Вот я и решил для разнообразия повесить их в окне». «И где проживает бабуля?» – поинтересовался инженер Калдор.
Через несколько минут он входил в дом, где жила Анна Мэри Робертсон-Мозес. Калдор представился и попросил ее показать все готовые работы, какие есть. Бабушка, еще не представляя, зачем этому приезжему нужно так много ее картинок, достала из шкафа все четырнадцать небольших по формату работ. Поскольку бабушка Мозес сама не знала, какую цену назначить за свои работы, инженер предложил ей деньги сам. Она сначала не поняла, что он покупает – пейзажи, написанные на деревянных дощечках или её дом, но инженер от радости неожиданной находки был очень щедр и заплатил ей более двухсот долларов за все картины. Untitled-37 copyЗавернул покупку в предложенное хозяйкой холщовое полотенце, поблагодарил и был таков. Перед уходом он пообещал сделать бабушку Мозес знаменитой, а миссис Мозес посчитала его сумасшедшим…
Луис Калдор был человеком весьма энергичным. Он смог выставить несколько работ Анны на выставке, проходящей в Нью-Йорке, под названием «Современные неизвестные американские живописцы». К сожалению, выставка была закрытой, и интереса к картинам нью-йоркская богема не проявила. Большинство арт-дилеров не захотели работать с начинающей 79-летней художницей и зря – дилеры стареют и умирают, а бабушка Мозес – творит и творит!
Untitled-38 copyСпустя год Калдор знакомится с владельцем новой нью-йоркской галереи Galerie St. Etienne Отто Каллиром и в октябре 1940 года открывается первая выставка картин бабушки Мозес, которой на тот момент исполнилось 80! Бабушка Мозес в своей чёрной шляпке и платье с кружевным воротником лично поприветствовала публику.
Выставка «Что рисует жена фермера» привлекла к себе широкое внимание коллекционеров.
В течение 40-х годов выставки картин бабушки Мозес прошли в 30 американских штатах, в 10 странах Европы и в Японии. В 1941 году Анна Мэри Мозес получила премию штата Нью-Йорк, а в 1949 году президент Гарри Трумен лично вручил ей премию Национального женского пресс-клуба. Необычайно популярны становятся открытки, постеры, посуда и ткани по мотивам картин миссис Мозес.
Untitled-39 copyВ 1960 году бабушка Мозес отметила столетний юбилей, её портрет украсил обложку журнала Life, а сама она во время празднования лихо отплясывала со своим лечащим врачом!
За два года до смерти она согласилась иллюстрировать детскую книгу – знаменитое стихотворение Клемента К. Мура «Ночь перед Рождеством» о том, чего люди на самом деле никогда не видели, – как святой Николай-чудотворец спустился по трубе в один из домов, чтобы разложить по чулкам рождественские подарки. Это было для Бабушки Мозес новым опытом. К сожалению, до издания книги в 1962 году Бабушка Мозес не дожила, но книга с её иллюстрациями переиздавалась не одно десятилетие.
Untitled-40 copyБабушка Мозес покинула этот мир в декабре 1961 года в возрасте 101 года, оставив после себя более 1600 картин. «Радуга», нарисованная в июне 1961 года, считается последней завершённой работой миссис Мозес.
Постепенно к началу XXI века интерес к «наивному искусству» в Америке, да и во всём мире, потихоньку начал угасать. Стали забывать и про саму Анну Мэри Мозес. Возможно, её и впрямь забыли бы навсегда, но наследниками Отто Каллира – новыми владельцами Galerie St. Etienne – была организована выставка её работ. А картина «Старый пёстрый дом», нарисованная Анной Мэри и купленная у неё за $110 в 1942 г., была продана на аукционе в Мемфисе за $60 тыс.
Untitled-41 copyUntitled-42 copyАнна все это уже не узнает, её и при жизни мало интересовало, что на её имени кто-то делал состояния, выпуская постеры и открытки с её пейзажами миллионными тиражами. Она просто любила рисовать и приносить кому-то радость своими рисунками.
«Я оглядываюсь на свою жизнь как на завершённую дневную работу, и я довольна тем, как она выполнена. Жизнь такова, какой делаем её мы. Так всегда было и так всегда будет» (Бабушка Мозес).

postomania.ru

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *